МКОУ "Восходская СОШ"
с. Восход, Мишкинского района, Курганской области
  • Будущим первоклассникам

    будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    12 советов родителям будущих первоклассников
     Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении
    помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и
    частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая
    истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное,
    разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
     В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит
    ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников,
    чувствовать себя в школе комфортно.
     1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
    Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
    Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
    Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей.
    Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для
    всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и
    уверенней в себе.
    Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы
    о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
     2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
    Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама».
    Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес,
    имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
     3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
    Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее
    место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в
    семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши
    (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
    Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
    И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
     4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
    Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих
    трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
    В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих
    неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В
    некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
    В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на
    вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!»
     5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
    Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в
    общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
    Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на
    площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с
    родителями.
    Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет
    для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и
    взрослых.
    Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.
    Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
     6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
    Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше.
    Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного
    измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные —
    проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников
    надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные
    игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
     7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
    «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы.
    Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между
    членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор».
    Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит
    и стремится подражать во всем.
     8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
    Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите
    ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них
    взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно
    сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует
    спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
     9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
    Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
    Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и
    молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и
    молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с
    вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому
    занятию несколько вечеров.
     10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
    Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.
    Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе
    блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование
    семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте
    ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
     11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
    Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами
    объема и массы.
    Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного
    слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон
    белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
    Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие
    тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе
    понадобится?
    Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок,
    выключить свет в ванной.
    Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи,
    которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
    Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
     12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
    Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
    Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
    Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
    Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
    Учите ребенка чувствовать.
    Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет
    в радость учения.

    Список принадлежностей для первоклассника:

    1. Школьная форма

    Цветовая гамма – серая, тёмно-синяя, чёрная.

    Для мальчиков: брючный костюм, возможны комбинации жилетка, пиджак. Рубашка голубая однотонная на каждый день, белая парадная, галстук или «бабочка». Нельзя рубашки в клеточку и в полоску.

    Для девочек: юбка, брюки, сарафан, платье классического "школьного" покроя, блуза/рубашка голубого цвета на каждый день, на праздничные мероприятия - белые рубашки. Колготки однотонные.

    На урок физической культуры - спортивная форма и спортивная обувь (кеды, кроссовки).

    2. Сменная обувь – туфли (желательно с подошвой, которая не оставляет следы на полу).

    3. Мешок для сменной обуви (не пакет).

    4. Список канцелярских товаров для первоклассника:

    · тетради в клетку по 12 листов – 10 штук;

    · тетради в узкую линию по 12 листов (желательно с косой линейкой) – 10 штук;

    · обложки для тетрадей;

    · пенал – 1 штука;

    · ручки шариковые с синей пастой (не щелкающие, обычные, не толстые, не   

     короткие, без лишних украшений, чтобы было удобно держать) – 2 штуки;

    · простые карандаши ТМ, НВ средней твердости – 2 штуки;

    · треугольник – 1 штука;

    · ластик мягкий – 2 штуки;

    · линейка деревянная 30 см – 1 штука;

    · счетные палочки – 20 штук;

    · веер с цифрами до 20;

    · ранец, рюкзак (желательно с жесткой спинкой) -1 штука;

    5. Принадлежности для уроков труда и рисования:

    · альбом с плотными страницами (40 листов):

    · цветные карандаши (12 цветов) – 1 упаковка;

    · цветная бумага – 1 набор;

    · набор цветного картона – 1 набор;

    · клей-карандаш – 1 штука;

        Остальные принадлежности вы согласуете со своими учителями на родительском собрании и приобретете их позже.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Общий кругозор

    7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

    свое имя, фамилию и отчество;
    свой возраст и дату рождения;
    фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
    имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
    свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
    страну, в которой живет, и ее столицу;
    основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
    основные цвета и их оттенки;
    части тела человека;
    предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
    профессии, виды спорта;
    виды наземного, водного, воздушного транспорта;
    известные русские народные сказки;
    великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
    Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

    Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

    Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

    четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
    выделять определенный звук в слове интонацией;
    определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
    определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
    произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
    называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
    различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
    знать разницу между гласными и согласными звуками;
    называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
    отвечать на вопросы и уметь их задавать;
    составлять рассказ по картинке;
    последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
    понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
    сказать несколько предложений о заданном предмете;
    составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
    различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
    заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
    отгадывать загадки.
    Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

    Математика, счет

    Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

    знать цифры от 0 до 9;
    уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
    уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
    понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
    уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
    уметь сравнить количество предметов в двух группах;
    решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
    знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
    уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
    ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
    Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

    Моторика, подготовка руки к письму

    Будущий первоклассник должен уметь:

    правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
    складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
    рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
    закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
    проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
    писать по образцу печатные буквы;
    аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
    лепить из пластилина и глины;
    клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

    различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
    называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
    знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
    знать названия 2-3 комнатных растений;
    знать названия овощей, фруктов, ягод;
    иметь представление о различных природных явлениях;
    называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Приводим несколько вопросов для обсуждения:

    Во сколько лет можно привести ребенка в школу?
    На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
    Что спрашивают у ребенка при записи в 1 класс?
    Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie