Независимая оценка качества условий образовательной деятельности
в 2019-2021 годах независимой оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями (НОКО, независимая оценка), которая
на протяжении последних трех лет способствует повышению комфортного и
продуктивного обучения, созданию благоприятной атмосферы для детей и
педагогов.
Федеральным законодательством предусмотрено проведение такой оценки
не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и
той же организации по 5 основным критериям:
– открытость и доступность информации об организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
– комфортность условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
– доступность образовательной деятельности для инвалидов;
– доброжелательность, вежливость работников организации;
– удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности
организаций.
Всего за 2019-2020 годы независимой оценкой охвачено более 67 000
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным
программам, из которых в том числе 112 – на федеральном уровне, 7 364 – на
региональном уровне, 58 778 – на муниципальном уровне, а также 930 иных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность за счет бюджетных
ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того в рамках независимой оценки проводится анонимное
анкетирование, дающее возможность выражения мнения об условиях
осуществления образовательной деятельности обучающимися старше 14 лет
и их родителями (законными представителями).
Стоит отметить, что результаты независимой оценки корректируют подход
образовательных организаций и их учредителей к образовательному процессу, в том
числе посредством реализации планов организаций по устранению недостатков,
выявленных в ходе НОКО, что позволяет своевременно реагировать на имеющиеся
недостатки и пожелания граждан.
Так, для улучшения качества условий осуществления образовательной
деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере образования, принимаются
следующие меры:
1. Проведение разъяснительно-консультационной работы, оказание
технологической и методической помощи образовательным организациям
по вопросам наполняемости и структуре официальных сайтов и стендов,
повышению комфортности в образовательных организациях.
2. Проведение мониторинга, анкетирования мнения обучающихся, родителей
(законных представителей), учителей по вопросам удовлетворенности
комфортностью условий.
3. Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей),
о деятельности образовательных организаций через их официальные сайты, СМИ
и социальные сети.
4. Реализация мероприятий по капитальному ремонту и обеспечению
комфортных условий для обучения и пребывания детей в образовательных
организациях (проведение ремонтных работ, создание зон отдыха (ожидания),
организация питьевого режима, обновление материально-технической базы и т.д.).
5. Создание условий доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ
и инвалидов (приобретение специального учебного и реабилитационного
оборудования; инструктирование, повышение квалификации педагогических
работников, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидами; создание соответствующих
условий в организациях, обучающих детей с ОВЗ и инвалидов (обеспечение
функционирования информационно-образовательной среды с применением
дистанционных технологий, оснащение специально оборудованных санитарногигиенических помещений и т.д.).
6. Проведение для работников образовательных организаций семинаров,
практикумов, вебинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, в том числе
направленных на развитие профессиональной этики и коммуникации с
обучающимися и их родителями (законными представителями).
В 2021 году начался новый трехлетний период проведения независимой
оценки, результаты которого должны продемонстрировать динамику улучшения
качества условий осуществления образовательной деятельности и эффективность
использования такого механизма повышения качества образования в целом.
Необходимо учитывать, что независимая оценка является мероприятием,
реализуемым в том числе посредством комплексного взаимодействия органов
государственной власти и институтов общественного контроля всех уровней.
В настоящее время регионами завершается работа по наполнению сайта
bus.gov.ru информацией об итогах проведения НОКО-2021 на региональном
и муниципальном уровнях.
В течение 2021-2023 гг. планируется провести независимую оценку более чем
102 000 образовательных организаций на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях.
Подробная информация о проведении независимой оценки размещена на сайте
bus.gov.ru, официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере
образования, органов местного самоуправления, а также на официальном сайте
Минпросвещения России.